Про «белку» и «Стрелку»

Александр Ермишин– Ваша фамилия? – спросил меня, запыхавшегося и запорошенного снегом, на входе в «Эконом» сотрудник охраны, готовясь найти меня в списке допущенных лиц. «Это не народ! Это хуже народа! Это лучшие люди города!» – мелькнуло в голове из «Убить дракона». Чуть недоуменного взгляда, нарядного , портфеля и предъявленной просроченной аккредитации от «Общественного мнения», на котором рядом с фото самым крупным шрифтом значилось «Саратовская областная Дума», оказалось достаточно.

Все места в зале были «размечены». Честное слово, я не понимаю, для чего нужен был фейсконтроль на входе при том, что вся «галерка» была засажена студентами, прибывшими по разнарядке из различных саратовских вузов. Хотя, в принципе, при хорошем раскладе, как раз им и Жить здесь! В общем, именно среди студентов, прислонившись к колонне и изображая теперь, скорее сотрудника спецслужб, чтобы ни у кого не возник вопрос, почему я «без места», мне и предстояло услышать презентацию концепции развития Саратова от московского института «Стрелка».

Не будучи специалистом в урбанистике, архитектуре и дизайне, я не решусь оценивать конкретные архитектурно-планировочные решения, которые, к тому же, были очень плохо видны на экране. Однако, представленная концепция, вопросы из зала, и сама атмосфера обсуждения показались мне весьма странными.

Вопросы были, зачастую, как бы не по теме. Уважаемая Ольга Баталина даже пыталась направить действо в заявленное русло, попросив обсуждать все-таки именно концепцию, а не «будут ли велодорожки, а будет ли зоопарк, а канатная дорога, а не забудут ли про инвалидов?..» Я тянул руку, как в лучшие школьные годы, но, видимо, «был прозрачным» (с). Так что вот хочу сейчас озвучить свое замечание именно к концепции.
Три главных «реформируемых» точки Саратова: набережная, проспект и пока мифическая «Швамбрания» на полях НИИСХ Юго-Востока в первую очередь рассматриваются как бы «извне». «Затачиваются» на туриста, на человека, который «любит бывать в Саратове». Причалил волжский теплоход – люди вышли на набережную, и чтобы могли там гулять и гулять, и, разумеется, оставлять деньги. А с ж/д вокзала чтобы легко было добраться до Проспекта или в «Швамбранию». А из нового аэропорта прямиком по Волге опять же на набережную…

Я как-то уже высказывался о том, что ставка на туризм, как локомотив развития экономики региона, представляется мне весьма спорной. Концепция «Саратов – туристическая Мекка» требует обоснования и «защиты» уж, по крайней мере, в сравнении с концепциями «Саратов промышленный», «Саратов – научный и образовательный центр» или «Саратов – житница чего-нибудь там». Но даже если это и так, то все равно концепция развития города должна в первую очередь опираться на интересы тех, кто собирается Жить здесь, а не тех, кто будет любить тут бывать!
Ну действительно, гораздо важнее ведь, чтобы на набережную или проспект могли комфортно добраться жители из того же Солнечного, Комсы или Юбилейного, чем те, кто прибыл на теплоходе или на поезде! Тем более, что прям с поезда и на набережную… Ну, я не знаю… А если мы ставим задачу «город для его жителей», то тут уже как-то по-другому воспринимаются погибшие трамваи, которые могли бы доставлять жителей на тот же проспект из упомянутых мной микрорайонов… Как жители-то будут посещать эту красоту? На личном транспорте? А парковаться? Все это, наверняка, умные головы могут решить, но для этого задача для них должна быть сформулирована предельно четко и ясно: «Эти объекты предназначены в первую очередь для «внутреннего потребления» теми, кто собирается Жить здесь! Уяснили? Вот теперь думайте, а, вернее, давайте думать вместе!»

Я сознательно опускаю все подробности конкретных проектов. Там очень много спорных вопросов. Мне кажется важным озвучить замечания именно к концепции. Еще раз. Чтобы было совсем понятно…
Не нужно же объяснять, чем отличается постоянное жилище от гостиницы? Гостиница – это все-таки суррогат жилья. Что в гостинице важно? Красивый ресепшн, вид из окна и опрятный санузел. Главная комната – спальня, главная мебель – кровать. Потому что в гостинице не живут, а, по сути, ночуют. Не нужна кухня, мастерская, кабинет, гараж, детская в конце концов… Не нужно место для велосипеда, лыж, большого гардероба, шкафа с книгами. Для гостя-туриста это все лишнее!

Так и для туриста, приезжающего в Саратов на несколько дней, лишними являются, например, городская промышленность, система образования и здравоохранения. По сути, и транспортные проблемы его мало интересуют за пределами туристических маршрутов. Я уж не говорю про водоканал какой-нибудь или проблемы вывоза снега или мусора в радиусе большем, чем выхватывает взгляд из гостиничного номера. Да и жители, если они не горничные или не продавцы сувениров на набережной, туристу, по большому счету, тоже не нужны. Но это же неправильный подход! Нельзя развивать Саратов как город для приезжих! Это не Сочи и не Ялта, это Саратов!
Мне кажется, что в концепцию развития города, в ее фундамент должны лечь в первую очередь интересы тех, кто собирается жить здесь семь дней в неделю и двенадцать (ну хорошо, одиннадцать) месяцев в году, а не тех, кто собирается быть тут «наездом». Тогда предложение перепрофилировать саратовские предприятия под выпуск сувенирной продукции сочтут явными признаками «белочки», а господину укажут на дверь и дело с концом.

Мне, человеку, который собирается жить здесь, совсем не по душе, когда мое жилище хотят (пусть, возможно, и без злого умысла) переделать под «апартаменты на час», а, признаться, такое подозрение у меня зародилось.

Несколько слов хотел бы сказать и об атмосфере презентации. Поскольку в зале была как бы «общественность», то роль Ивана Урганта, а, вернее Дмитрия Нагиева, вполне логично исполнял главный саратовский общественник. Было весело. Однако, когда он стал еще и Александром Друзем, самостоятельно отвечая на 90% вопросов из зала…
Поначалу мне было забавно слушать бесконечные реверансы от каждого выступающего в адрес Того, Кого Не Было В Зале. Но потом, когда убеленный сединами человек начал делиться воспоминаниями про то, как они вместе ездили на трамвае… как ездили в аэропорт…

«Я просто хочу, чтобы вы поняли, что это за человек! Как у него работает голова! Вы помните, какая была узкая дорога в аэропорт со стороны Юбилейного? Едем мы с Ним как-то… пробка… И вдруг Он говорит: мол, а почему бы не расширить эту дорогу влево и вправо?! Вы понимаете?! ВЛЕВО И ВПРАВО!!!…» (с)

Это вот тот случай, когда смотришь, например, стриптиз. Сначала во все глаза, прикольно! А потом вдруг становится не по себе от пошлости какой-нибудь неумехи. И уже и глаза отводишь, и хочется снять пиджак: на, мол, прикройся Христа ради… Ужас, короче. Неужели ЭТО ВСЕ может цениться Адресатом?! В голове не укладывается. Чуть не пришли к выводу, что Он и есть Саратов, не будет Его – не будет и Саратова!
Еще хотелось бы понять, а за чей счет банкет, собственно? Городской депутат, видимо, в качестве оберега надевший под пиджак футболку с портретом того, «кто и есть Россия», попытался робко озвучить этот вопрос. Разумеется, никто не только никаких цифр не назвал, но даже и источников финансирования. А глава города, который, по его же собственному признанию, еле сводит бюджетные концы с концами, меня вообще удивил своей редкой репликой со сцены, мол, с деньгами непонятно, но это не важно. Важен ПРОЕКТ! Самое главное – это проект!

Так и хочется сказать – «движуха».